С 4 по 18 августа волонтёры Русского географического общества отправились в экспедицию, в Государственный природный заповедник «Полистовский». Анна Хохлова побеседовала с ребятами о том, что для них значит быть добровольцем. 

Волонтёры на проект «Полистовский заповедник-2017» собрались из разных уголков страны. Кто-то из Центральной России, кто-то издалека – с Урала и из Сибири. Надежда работает учителем географии в школе города Калуги, Ксения – метеоролог в Мурманском Гидрометцентре, Катя учится на третьем курсе аспирантуры в Екатеринбурге и занимается историей стран Дальнего Востока, Аня родом из Томска и закончила геолого-географический факультет в этом году. 

— Вспомните, как началось ваше увлечение волонтёрством. Какие аргументы стали решающими в выборе волонтёрского проекта? 

Надя: В первую очередь это был мой интерес к природе и возможность уехать на большое расстояние от своего города. Учитывая размеры нашей страны, самостоятельно это не всегда удается сделать. В этой связи волонтёрство можно рассматривать как естественный взаимовыгодный процесс. Ты едешь от РГО и помогаешь сотрудникам заповедника или археологам в их работе на месте. Точнее, это даже не воспринимается как работа, просто ты включаешься в их деятельность, а заодно восхищаешься тем, что видишь вокруг. Помощь естественна, без неё никак. 
Ксюша: Да, ты осознаёшь, что и так едешь практически бесплатно, расходы на поездку сводятся к минимуму. Нет ощущения, что это какая-то обычная работа, где ты с 9 утра до 6 вечера. Это скорее больше похоже на отдых с элементами помощи. Плюс новые знакомства, новые места, новые впечатления — это немалую роль играет. Ты всегда что-то новое узнаёшь, делишься опытом. 
Надя: Мало того, что делишься опытом, но и для себя выносишь много полезного. Потом это интересные разговоры, посиделки у костра, это классные песни под гитару, атмосфера. 
Аня: Я начала волонтёрить еще с первых курсов обучения в университете, работала с детьми, преимущественно со школьниками, на базе нашей кафедры мы проводили разные игры по географии. 

— А какой был ваш первый опыт волонтёрства в рамках РГО? 

Ксюша: От РГО я первый раз. 
Аня: Я тоже. 
Надя: Мой первый опыт – это археолого-географическая экспедиция «Кызыл-Курагино», на которой мне удалось побывать дважды, в 2013 и 2014 годах, где я познакомилась с тремя подругами, с которыми я общаюсь до сих пор! Мы там развлекались, как могли, но и работали до седьмого пота. 

— Звучит многообещающе! Надя, а была ли в этой экспедиции, помимо основной работы, культурная программа? 

Надя: Да, культурная программа была и ещё какая. Когда ты едешь волонтёром, ты об этом не думаешь изначально, но потом понимаешь, что это очень здорово — на выходных, вместо того, чтобы просто сидеть в лагере в свободное время, вы едете в музей или на экскурсию. 

— А какие мотивы движут вами, когда вы отправляетесь в экспедицию на добровольных началах, помимо сугубо альтруистических? 

Надя: Когда ты берёшь билет на самолет по цене в несколько тысяч рублей, ты понимаешь, что самостоятельно такие деньги найти не всегда удастся. 

— То есть для вас это путешествия, которые зачастую нет возможности организовать самостоятельно? 

Ксюша: Да, но большая выгода, как бы это банально ни звучало, — это новые места, новые знакомства, воспоминания – их не купить. Ты понимаешь, что все очень разные, вам надо будет как-то уживаться друг с другом, искать общий язык, решать вместе проблемы, прижиться в быту, самоорганизовываться, подстраиваться друг под друга. И этот процесс очень интересный. 
Надя: Такие проекты — это большой подарок от РГО, от организаторов. 

— Вы соотносите выбор волонтёрской программы со своей сферой деятельности? Удается ли приобрести какой-то полезный опыт? 

Ксюша: Конечно. Мне поехать в ООПТ было интересно потому, что я эколог по образованию, хоть и работаю метеорологом, особенно интересно было побывать в заповедной зоне. 
Аня: Я захотела сюда поехать в первую очередь потому, что люблю природу. Мне было интересно познакомиться с этой местностью, получить опыт в этой сфере. Это особенно близко к моей специальности, я географ. 
Надя: Да, это здорово расширяет кругозор! Одно дело, когда ты знаешь в теории, как выглядит какое-то место, например, на фотографии, а другое дело, когда ты своими ногами меряешь километры по этой территории. И узнаёшь, что действительно из болота водички попить можно, и даже без всяких фильтров! Видишь, как подтверждаются наглядно законы географические, климатические. Как учитель географии, теперь я могу с твердой уверенностью и горящими глазами рассказывать детям в школе на уроке: «А вот я пила воду из болота, ребята, вы тоже это можете сделать». 

— Действительно. Теория, подкреплённая практикой, всегда усваивается лучше. А встречались какие-то трудности в вашей добровольческой практике? 

Надя: Самое сложное — уезжать! А вообще не помню, чтобы в процессе были какие-то непреодолимые преграды и нерешаемые проблемы. Мне кажется, что волонтёры — это такой народ, среди которого даже ссоры сложно себе представить. 
Ксюша: Ну да, никто не пытается навязать свою точку зрения, все решается по обоюдному согласию. В большинстве коллективов такое нечасто встретишь. Люди, которые сознательно едут волонтёрами, всегда обладают какими-то общими положительными качествами, обычно это неконфликтные люди. 

— Можете рассказать о других направлениях волонтёрства, которые вам интересны? Куда бы хотелось поехать? 

Аня: Я бы хотела поехать везде! А если серьёзно, безумно хочу поехать на Алтай и в Карелию. Мне хотелось бы помочь учёным в исследовании природных процессов, типичных для определённой территории. К примеру, карстовых процессов. 
Надя: Этнографическое направление, изучение народов. Есть же большое количество коренных народов, число которых очень мало. Мне было бы интересно наблюдать и фиксировать их традиции, легенды, песни, сказки, их быт, как они живут. 
Катя: А мне очень хочется поехать в археологическую экспедицию, особенно после Надиных рассказов, и тоже бы хотелось помогать этнографам. Вообще любая природоохранная деятельность мне интересна. Я много и часто хожу в походы у себя на Урале, и вижу, что люди делают хорошего и плохого для природы. 

— Катя, а когда ты начала волонтёрить? Как произошло твое знакомство с РГО? 

Катя: Ещё в университете, в студенческие годы, я начала помогать. У нас все, кто на моей специальности, так или иначе способствуют образовательной деятельности в ВУЗе. Раньше я не ездила в экспедиции, и данная поездка с РГО — это первый опыт. Ещё я иногда бесплатно провожу экскурсии по Екатеринбургу для иностранных студентов и для людей, которые приезжают к нам по каучсерфингу. Я очень люблю музейную деятельность, в особенности краеведческие исторические музеи крестьянского быта. 

— То есть ты сюда приехала именно потому, что хотелось поработать с музеем, попробовать самой разработать его концепцию? 

Катя: Да, именно. Но помимо этого, мне интересна и природа, я бы сама никогда не добралась сюда, не узнала, что тут есть, так как это достаточно далеко от дома. Но, благодаря РГО, есть возможность посмотреть на природу других регионов России. 

— А чем, кроме музея, вы занимались в Полистовском заповеднике? 

Катя: В основном решали задачи из сферы экологического просвещения. То есть, нам надо было придумать, как привлечь внимание новой аудитории к деятельности заповедника. 

— И что же вы придумали? 

Катя: Мы разработали несколько игр, которые заповедник мог бы использовать на выездных мероприятиях (праздниках, фестивалях), настольную и напольную версии игры на основе экологической экскурсионной тропы в Полистовском заповеднике. В них есть элементы и игровые, и познавательные о природе и животных. 

— Что вам больше всего запомнилось в этой поездке, какое самое яркое впечатление? 

Катя: Пожалуй, это экскурсия по Плавницкому болоту в заповеднике. А ещё здесь в гостевом доме в деревне Гоголево очень много аистов, никогда раньше такого не видела. 
Аня: Для меня это, наверное, в первую очередь люди, с которыми мне удалось здесь познакомиться. Сотрудники заповедника — очень интересные люди, действительно радеющие за своё дело. Плюс это особая атмосфера, песни у костра, красивое звёздное небо по вечерам и прекрасная природа вокруг. 

— Вы рассказываете своим знакомым о волонтёрском движении, возможности принять участие в добровольческом проекте? 

Катя: Ну, я бы конечно не стала подходить к каждому и говорить что-то вроде: «Вы ещё не волонтёрите? Тогда мы идём к вам!», потому что человека к такой деятельности нельзя принудить, он должен дойти до этого сам. Но я обязательно расскажу друзьям об этом опыте, а всем интересующимся такой деятельностью людям обязательно буду советовать принять участие хотя бы в одном подобном мероприятии. Ведь это и возможность путешествовать, и помочь науке, и познакомиться с интересными людьми со всей страны, поделиться опытом, даже возможно обнаружить интерес в себе к какой-то совершенно новой области. Может я поеду в археологическую экспедицию и пойму, что во мне умирает прирожденный археолог! В общем, найти себя отчасти. Безвозмездная помощь всегда открывает в человеке что-то хорошее, его позитивные качества. Я считаю, что, пока человек молодой, он должен успеть посмотреть мир, а волонтёрство — это отличная возможность! 

Елена Чиркова
специалист по связям с общественностью Полистовского заповедника 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *