z5XhgDDn-BY

 

Союз Рыжих.
…Воспоминания прервал вездесущий лис. Утренний туалет и уборка территории плавно превратилась у Патрикея в традиционное пополнение продовольственных запасов. Вот опять неоткрытую банку стратегического запаса утащил. Попил кефир из кошачей миски и обсудил с заместителем директора по науке Леной Ситниковой (заповедника «Брянский лес»- прим. Г-б) актуальные вопросы рациона питания обыкновенной лисицы (Vulpes vulpes) в Европейской части России.

Елена Федоровна работает настоящим полевым зоологом. Она может одна в лесу идти по петляющему следу вставшего из берлоги медведя (тропить). Или голосом призвать стаю волков, подражаю их вою (вабить). Еще Лена умеет отличать при помощи специального оборудования голоса летучих мышей и читает следы животных как открытую книгу. И еще — Лена очень любит кошек, а это многое значит. Ее улыбка сразу настраивает на позитивные, радостные мысли. Сегодня мне повезло, вместе мы отправляемся осматривать генетические ловушки, значит, будет интересный рассказ.

Если в лесу нам попадется квадратная площадка, по контуру обнесенная на определенной высоте колючей проволокой, то это не браконьерская засада. Это генетическая ловушка на медведя. Медведь приходит на любимое им место, проходит под проволокой и касается ее шерстью. В этот момент его фотографирует автоматическая фотокамера. У ученых остается портрет мишки и его генетический паспорт. Так можно узнать, сколько медведей в заповеднике, как и куда они перемещаются и в каком родстве состоят с другими медведями Европы и Азии.
Если звери забрели на площадку, Лена конечно довольна результатом, прямо светится. Появились новые исследовательские материалы ее проекта «Остров Медведей».

Приближается зима, медведи легли в спячку раньше, чем в прошлом году. Мы снимаем оборудование с ловушек, сматываем колючую проволоку. Оставляем только фотоаппараты около лесных рек, где обязательно появятся выдры. Спешим, ведь надо еще выдать зубрам корм и лекарство, принять пришедшую машину овса для зубров, коня Буяна и кабанов. Работа в заповеднике — это не благодушная медитация на лесных тропинках. Это четко работающий механизм предприятия. Водители и механики ремонтируют машины, бухгалтера считают деньги, инспектора патрулируют территорию в любую погоду. Зуброводы ухаживают за животными, ученые занимаются исследованиями, экскурсоводы работают с посетителями экологических троп. И даже кот Дымок едет инспектировать прибывшие корма. Вдруг в зерне окажется домовая мышь? Непорядок.

На подкормочной площадке разделяет и властвует зубровод Борисыч. Специальным сигналом зовет он своих подопечных на обед. Зимой это просто сделать, а летом стадо по две недели не выходит к людям, один раз они даже ушли за много километров от территории заповедника. И сейчас два самца находятся в странствии.

Указания зубровода стоит выполнять беспрекословно, чтобы присутствовать при кормлении. Он знает, кто из стада сегодня является доминантной самкой в общине, кто просто дуреет от переполняющих его чувств, кто ослаб и требует лакомства. Иначе вместо подшерстка соперницы на рогах зубрицы может появиться камера незадачливого любителя природы…

Из статьи Андриана Колотилина о Брянском заповеднике и его сотрудниках «Три дня с Патрикеем. Часть вторая. Союз Рыжих», http://macrolight.livejournal.com/29279.html.

LKKilzaRxi8 EQsNWlZS5V4 db53l-CMCdA Ke2JoP8RSgY dlR_-1sq6F8 pJyeeFnp7rA V5-Voe2t0Nw

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *